15.08.2016

Акустические системы Focal Diablo Utopia. Обзор Салон Аудио Видео, июль 2016

Благодаря передовым идеям компании Focal в свое время удалось удивить мир акустическими системами Utopia. И недавно, располагая уникальными методиками проектирования и современным производством, французские инженеры создали полочные мониторы, претендующие на звание одних из самых совершенных в мире.

Искушение чувств

Focal_Diablo_Utopia_01.jpg

В современную «утопическую» линейку Focal, пережившей за свой короткий, но триумфальный век уже несколько модернизаций, двухполосные Diablo пришли четыре года назад и спокойно, без всякой презентационной помпы заняли своё место на иерархической лестнице. Понятно, что место младших моделей – на последних страницах фирменного каталога, но не стоит забывать, что их создавала та же команда разработчиков, которая потрясла аудиофильский мир моделью Grande Utopia.

На родство со старшими моделями прямо указывает роскошная лаковая отделка в одиннадцать слоев. Имеется и характерное рассечение корпуса, отделяющее блок с ВЧ-излучателем от основного объема. Сзади – почти ничего, кроме парочки дорогущих терминалов WBT под акустический кабель. Кроссоверы оптимизированы по фазе и обеспечивают идеальное сведение полос, поэтому многопроводное подключение не предусмотрено.

Focal_Diablo_Utopia_02.jpg

Если что и выглядит вызывающе, так это надпись Diablo. Хочется посмотреть в глаза человеку, который додумался дать эталонным мониторам столь провокационное название. Ведь если трактовать его в прямом смысле, то слушателю стоит опасаться соблазнения и обмана…

К слову, перечень конструктивных решений, которыми действительно легко очаровать технически подкованного аудиофила, здесь в самом деле весьма впечатляющ. В ВЧ-секции установлен бериллиевый твитер IAL2 с обратным куполом, работающий на внутреннюю «бесконечную акустическую нагрузку». В нижней части корпуса (которая, к слову, сообщается с верхней, чтобы не терять дополнительный литраж, столь важный для компактных АС), наклонной передней панелью сформирован дополнительный объём, камера для акустического «укрощения» внутренних стоячих волн. Сам корпус разработан по той же Gamma-методике, что и у других моделей Utopia – она учитывает распределение вибраций и распределяет их по сечению криволинейных стенок таким образом, чтобы их влияние на звук было минимальным. Изготавливается корпус из плит MDF, толщина которых в отдельных местах достигает пяти сантиметров. Внизу на лицевой панели имеется щелевой фазоинвертор.

Focal_Diablo_Utopia_03.jpg

В мидбасовой полосе работает 16,5-сантиметровый драйвер с неподвижным центральным телом и диффузором из W-сэндвича. Этот патентованный композит состоит из легких жестких внешних стекловолоконных слоев и вспененной сердцевины из полимера Rohacell. Уникальны головки не только этим. Диффузоры изготавливаются методом лазерной резки и вкупе с беспрецедентной по точности технологией сборки гарантируют для всей подвижной системы условия работы, близкие к идеальному поршню. В магнитной системе – еще одна инновация, получившая название Power Flower. На корзине укреплен не кольцевой магнит, а шесть отдельных неодимовых элементов, создающих равномерное и очень мощное поле. Отличие этой головки от внешне похожих «утопических» 16,5-сантиметровых среднечастотников состоит лишь в форме эластичного подвеса – здесь этот элемент допускает значительные амплитуды перемещения диффузора.

К мониторам проникаешься неподдельным уважением, когда ставишь их на специально созданные под них стойки. Весят они сами по себе немало – 22 килограмма каждый. А с подставками масса монументальных конструкций доходит до 40 кг, поэтому для дальнейших установочно-настроечных манипуляций лучше пригласить помощника.

Focal_Diablo_Utopia_04.jpg

Кстати, не надейтесь, что этих хлопот удастся избежать. Даже в том случае, когда выставляешь акустику на «пристрелянные» места в комнате прослушивания, где по идее отлично должны звучать любые колонки, скорее всего под Diablo придется заново искать «зоны нейтральности» – такая вот чертовщина…

Мы проводили прослушивание в большом и довольно «живом» помещении с долгим затуханием и сложными акустическими cвойствами, и изрядно намаялись с установкой. Но сделали одно очень важное наблюдение: именно в самых трудных условиях Diablo Utopia способны потрясти воображение. Когда находишь для этой пары персональные места и подбираешь оптимальное склонение к точке прослушивания, то в следующий миг происходит в буквальном смысле чудо. Разом перестаешь замечать все то, что отвлекало от музыки – низкочастотное гудение и эхо помещения, смазанные тембры, нестыковки в сцене. Мощь, чистота и выразительность звучания возрастают буквально скачком, будто открылись врата в акустический рай.

Focal_Diablo_Utopia_05.jpg

Ни одна напольная система, даже самая крутая, в схожих условиях не даст столь чёткого и материального саунда. Diablo Utopia покоряют плотностью и чистотой атаки, цельностью во всем басовом регистре. На своем веку я имел дело со многими мониторами, дорогими и не очень, большими или маленькими, но по энергетике, линейности и глубине низов с Diablo ничего и рядом не стояло. Магия заключается в том, что они охватывают еще больший диапазон, чем иные напольники сравнимой стоимости, но в тоже время дают безукоризненный «панч» и не возбуждают стоячие волны в комнате. Это действительно похоже на какой-то обман чувств…

Верхний регистр такой же, как у больших «Утопий» – ощущение непривычной чистоты и сверхдетальности не покидает. Согласованность со средним регистром и способность передавать «воздух» концертного или студийного зала почти образцовая. До абсолютной нейтральности и самоотстраненности лишь один маленький шаг, который, я уверен, получится сделать либо небольшим акустическим тюнингом помещения прослушивания, либо подбором более «мягкого» по характеру акустического кабеля. Впрочем, некоторый акцент на верхний диапазон может оказаться полезен в глухих комнатах. Интересно, что нижняя середина совсем не выпячивается, но звучание все равно воспринимается таким, будто мониторы работают в ближнем поле – словно сидишь лицом к лицу исполнителю и слышишь все голосовые форманты до мельчайших подробностей. Все звучит щедро, свободно и открыто. Ни малейшего намека на зажатость или компрессию.

Focal_Diablo_Utopia_06.jpg

Достаточно проследить за тем, чтобы Diablo были удалены в достаточной степени от больших отражающих поверхностей в комнате, и вы гарантированно получите безукоризненные пространственные характеристики в стереопанораме с четкой локализацией и делением по планам. При правильно выбранной установке колонок добиваешься не просто имитации трехмерного пространства, а совершенно отвязанной от мониторов и стен комнаты живой сцены. О том, что это все-таки иллюзия, а не реальность, вспоминаешь, лишь когда нажимаешь кнопку Stop.

Focal_Diablo_Utopia_08.jpg

Focal Diablo Utopia

Производитель: Vervent Audio Group (Франция)

Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 44 — 40000 Гц (+/-3 дБ) Чувствительность: 89 дБ (2,83 В/1 м) || Номинальное сопротивление: 4 Ом || Частота раздела полос: 2200 Гц || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 200 Вт || Отделка: черный, белый, коричневый, красный или золотой лак || Габариты с опорами: 258 х 431 х 427 мм || Масса: 20 кг

Источник:http://www.salonav.com


Возврат к списку