Честно говоря, мы уже соскучились по британскому хай-фаю — такая техника попадает к нам всё реже, да и самих производителей почти не осталось. Знакомства с этими малышами мы ждали с нетерпением и разочарованы не были: и в их конструкции, и в характере звучания оказались очень интересные особенности, о которых обязательно расскажем.
Компанию Russell K Ltd. можно считать особенной по нескольким причинам. Большинство культовых производителей, долгое время считавшиеся основоположниками британской звуковой школы, за последние лет 10 — 15 были куплены азиатскими корпорациями или просто перестали существовать. И на этом фоне в 2008 году возникает новый бренд, претендующий на заметное место в аудиофильском пантеоне.
Новый бизнес основал Расселл Кауфман, специалист в области проектирования Hi-Fi техники с более чем 30-летним опытом в этой области — ранее он работал техническим директором Morel, израильского производителя высококачественных акустических систем и динамиков.
В настоящее время в «красной» серии Russell K четыре модели акустических систем — полочные Red 50 и Red 100, а также напольные Red 120 и Red 150. Все они имеют необычную конструкцию, разработаны и произведены в Англии.
Всем канонам вопреки
Неожиданно и то, что в своих новых разработках Кауфман опирался не столько на опыт, наработанный в Morel, сколько на результаты исследований, проведённых инженерами британской радиокорпорации BBC. Это заметно и по внешнему виду колонок — их дизайн вызывает прямые ассоциации со знаменитыми студийными мониторами LS3/5A, разработанными для BBC в 1970-х годах, звучание которых до сих спор считаются эталоном для многих специалистов и любителей музыки.
Они вибрируют при работе басовых динамиков, но мгновенно останавливаются в паузах, не внося ни посторонних призвуков, ни окраски
Так вот, в течение нескольких лет инженеры BBC изучали поведение различных корпусов акустических систем в реальных условиях эксплуатации и обнаружили, что жесткие и тяжелые конструкции окрашивают звук, из-за чего даже человеческая речь звучит неестественно. Они предложили использовать тонкие стенки с прикрепленными к ним тяжелыми битумными прокладками для демпфирования. Собственные исследования Кауфмана показали, что подобные конструкции хорошо работают в голосовом диапазоне, но при заметных деформациях стенок замедляется отклик на низких частотах. Было решено сделать стенки тонкими, но для контроля их изгиба использовать внутренние распорки. Корпуса у всех моделей серии Red, даже напольных, имеют толщину стенок всего 16 мм, а переднего щита — 19 мм. Они вибрируют при работе басовых динамиков, но мгновенно останавливаются в паузах, не внося ни посторонних призвуков, ни окраски.
Red 50 — младшая модель в «красной» серии с компактными размерами 20 х 21 х 31 см и классической двухполосной конфигурацией. 5-дюймовый (12,5 см) басовый динамик полностью соответствует предпочтениям Расселла Кауфмана — у него диффузор из пропитанной бумаги, 25-миллиметровая звуковая катушка и двойная магнитная система с центральным медным кольцом для борьбы с потерями от вихревых токов. Акустическое оформление динамика — комплексное. Нижняя граница рабочего диапазона 45 Гц обеспечивается фазоинвертором, настроенным на 55 Гц. Порт скромного диаметра выведен на заднюю стенку. Никакого наполнителя внутри корпуса нет, зато между динамиком и входом фазоинвертора установлена перегородка с многочисленными отверстиями, по сути — акустический фильтр, устраняющий стоячие волны практически на всех частотах.
Производитель особо подчёркивает, что на тонкую настройку кроссовера потрачены многие часы прослушивания самой разной музыки с усилителями разных типов
Особенность дюймового твитера с тканевым куполом в том, что его внешний фланец и несущие элементы выполнены не из металла, как обычно, а из вибропоглотителя — стекловолокна с наполнением эпоксидной смолой.
В Red 50, как и во всех моделях серии, используются разделительные фильтры второго порядка с крутизной 12 дБ на октаву. Соответственно, сигнал на НЧ-динамик проходит только через одну катушку, а на твитер — через один конденсатор. Частота раздела полос 2200 Гц. Производитель особо подчёркивает, что на тонкую настройку кроссовера потрачены многие часы прослушивания самой разной музыки с усилителями разных типов.
Как уже упоминал выше, внешне Red 50 ностальгически напоминают мониторы, которые устанавливались 50 лет назад в студиях BBC. Лаконичные прямоугольные корпуса с идеально прямыми гранями и рёбрами, передний щит с зазорами между торцами стенок, окрашен в чёрный цвет. Подгонка элементов и качество изготовления — безукоризненное. Поверхности отделаны натуральным шпоном ореха (на фото) или покрываются рояльным лаком. Шпон наклеивается и на внутренние поверхности, чтобы избежать деформации при изменении влажности или температуры, а также для лучшего гашения вибраций.
Грили, которые приобретаются отдельно, крепятся на магнитах.
Когда вибрации идут на пользу
Производитель не указывает чувствительность мониторов, но она не слишком низкая — оконечника Naim NAP 200 DR мощностью 2 х 70 Вт оказалось вполне достаточно для самых жёстких испытаний. С точки зрения общей динамики Red 50 оказались на редкость выносливыми — без малейших проблем выдерживали пиковые уровни на треках Alice in Chains и Arctic Monkeys. Но главное не это. Удивило то, что при очень приличном звуковом давлении и сложном музыкальном спектре звучание не теряло детальности и открытости. Мониторы на редкость быстрые, как в нижнем регистре, так и в середине, благодаря чему и достигается высокая разборчивость. Стенки корпуса на большой громкости вибрируют, но не слишком заметно, и посторонних призвуков не дают.
А вот отсутствие наполнителя внутри сказывается — звучание хотя и плотное, насыщенное, но легкое, не перегружающее слух. Натурально передаются и струнные инструменты: здесь и атака, и характерные вибрации, и всё богатство послезвучий.
Понравилось и то, как мониторы отрабатывают удары — с резким фронтом и плавным спадом ревербераций. Ни ватной глухоты звучания, присущей излишне задемпфированным колонкам, ни гулкости, характерной для пустых корпусов.
А вот отсутствие наполнителя внутри сказывается — звучание хотя и плотное, насыщенное, но легкое, не перегружающее слух
Супернизкого баса мониторы не выдают, при таком объёме корпуса это в принципе невозможно, но всё, что выше заявленных 45 Гц, они отрабатывают честно. Большой барабан звучит убедительно, причём даже с субгармониками, и очень внятно, без затянутых «резиновых» нот. Нижняя рабочая граница такова, что вся музыкальная информация воспроизводится по максимуму, и при этом проблем со стоячими волнами в комнате не возникает. Единственный момент, который следует учитывать — чёткий бас Red 50 способны выдать лишь при установке на массивных стойках. При размещении на полке или рабочем столе лучше подложить под каждый монитор тяжёлую каменную плитку или использовать демпфирующие опоры.
Кстати, именно при размещении на небольшом расстоянии от слушателя, т.е. в ближнем поле, Red 50 показывают поистине феноменальные способности по части формирования звуковой сцены. Если в этом случае уши оказываются на уровне твитеров, все инструменты и исполнители окажутся примерно в метре за передней линией, а сами мониторы просто исчезнут. И в этой 3D картине каждый отдельный звук окажется чётко зафиксированным по всем трём измерениям, как в многоканальной системе. И любой новый воспроизводимый трек создаст свою картину.
Нижняя рабочая граница такова, что вся музыкальная информация воспроизводится по максимуму, и при этом проблем со стоячими волнами в комнате не возникает
При стандартной установке по равностороннему треугольнику передний план, разумеется, получается шире, а перспектива в глубину сокращается, но ощущение объёма не пропадает. Фокусировка очень острая, картина прорисовывается тонкими штрихами, при этом мониторы, несмотря на миниатюрные габариты, способны удивить драйвом и ударной динамикой.
КОМПОНЕНТЫ
Сетевой проигрыватель Naim Audio ND5 XS 2
Предварительный усилитель Naim Audio NAC 202
Усилитель мощности Naim NAP 200 DR
Полочная акустика Russel K. Red 50 Monitor
КАБЕЛИ
межблочные Tellurium Q Black DIN-DIN
акустические Tellurium Q Ultra Black II
силовые Tellurium Q Black Power, Puritan Audio Labs Main
Сетевой фильтр Puritan Audio Labs PSM 156
Производитель: Russel K Ltd. (Великобритания)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 45 — 22 000 Гц || Чувствительность: н.д. || Номинальное сопротивление: н.д. || Частота настройки фазоинвертора: 55 Гц || Частота раздела полос: 2200 Гц || Bi-wiring: нет || Отделка: натуральный орех, черный лак || Габариты: 200 х 217 х 310 мм || Масса 1 шт.: 5,3 кг
Компания InSound является официальным представителем Russell K.
Товары бренда Russell K в нашем каталог
#InSound #hifiaudio #soundsystem #audioporn #stereosound #highend #homeav #hifiporn #stereophile #stereo #instahifi #highfidelity #hifisystem #audiophiles #homeaudio #hifishare #originalsound #hifi #music #musiclovers #hifisound #audiosystem #audio #highendaudio