Компания Naim, известная бескомпромиссным и беспрецедентно скрупулёзным подходом к созданию своей техники, несколько лет назад начала осваивать более доступный сегмент. Как признаются сами британские инженеры, это было непросто.
В конце прошлого года мне довелось побывать на вотчине Naim в Солсбери и убедиться в этом самому. Дело в том, что ни в одном изделии компании нет ни одного элемента, который не был бы тщательно отобран из множества других для достижения желаемого влияния на звук. Специально обученные люди промеряют конденсаторы, транзисторы и микросхемы на уникальных стендах собственного изготовления. Экземпляры, не укладывающиеся в заданный инженерами допуск, нещадно отбраковываются. С таким же тщанием продумывается и воплощается в железе механическая конструкция. Форма шасси и материал, из которого оно изготовлено, даже резонансные свойства красочного покрытия — всему есть своё объяснение. Понятно, что весь этот труд имеет денежное выражение, которое закладывается в стоимость продукции. И чтобы сэкономить, конечно, пошли на кое-какие упрощения, но основная идея и подход к её реализации в целом не изменились.
Например, в основу CD-проигрывателя CD5 XS были положены технологии и разработки, используемые в дорогих моделях, но многое пришлось адаптировать с точки зрения разумной экономии. Радикальному пересмотру подверглись все узлы, кроме силового трансформатора и считывающего механизма. Привод, фирменный загрузчик с выдвигающейся вбок платформой (вручную, разумеется) и магнитным прижимом диска были позаимствованы у старших моделей в первозданном виде. Из-за этого почти вдвое увеличилась себестоимость аппарата, но иного выхода не было — уникальная механика обладает малой инерцией вращения с минимумом резонансов и, как следствие, гарантирует необходимую точность считывания. Если её не обеспечить в самом начале, считают специалисты Naim, в дальнейшем что-либо исправлять уже бесполезно.
Отметим и необычную для источников этой марки особенность — наличие цифрового выхода. До сих пор компания необходимость такой опции категорически не признавала, аргументируя тем, что разделение транспорта и ЦАПа приносит больше вреда, чем пользы. Тем не менее при наличии более совершенной элементной базы негативных последствий для звука удалось избежать. Интерфейс SPDIF 16 бит/44,1кГц реализован по самому высокому стандарту, на 75-омном разъёме BNC с гальванической трансформаторной развязкой. Этим задаётся направление дальнейшего апгрейда системы за счёт подключения нового конвертора Naim DAC, первого подобного устройства в истории компании. Выходная плата проигрывателя не имеет жёсткого крепления, она «плавает» на демпферах, чтобы вибрации по кабелям не передавались на другие узлы.
Ещё одна особенность CD5 XS — наличие разъёма для подключения внешнего блока питания. Сейчас на этом моменте останавливаться не будем, а в одном из ближайших номеров обязательно сравним звучание проигрывателя со встроенными стабилизаторами и выносными.
Интегральный усилитель Nait XS 2 позиционируется как младший наследник бескомпромиссной модели Supernait. Он способен выдать в 8-омную нагрузку до 70 Вт в каждом канале. Из конструктивных особенностей отметим 380-ваттный силовой трансформатор с семью вторичными обмотками, полностью раздельное питание для предварительных и оконечных каскадов, керамические прокладки под силовыми транзисторами (высокая теплопроводность, меньшие тепловые искажения) и самостоятельный усилитель для наушников, работающий в классе А. Добавим к этому источники постоянного тока для «бесшумного» питания коммутационных реле, оптимизированную сигнальную проводку и заказные плёночные конденсаторы на пути сигнала. Усилитель, как и описанный выше проигрыватель, может питаться от внешних источников FlatCap, HiCap или Supercap.
Nait XS 2 рассчитан на работу с шестью аналоговыми источниками. Традиционные для Naim розетки DIN продублированы более привычными RCA, исключение составляет лишь вход для подключения фонокорректоров StageLine и SuperLine, для которых также предусмотрена подача питания. Имеется перемычка между предварительным трактом и оконечными каскадами — для интеграции в AV-систему с процессором. В этом случае пригодится и линейный выход на активный сабвуфер.
Утопленные в корпус акустические гнёзда, похожие на клеммы лабораторного оборудования, принимают только терминалы типа «банан». Другие конструкторы Naim не признают из соображений безопасности.
Дизайн компонентов описывать не буду — он не изменился за последний десяток лет, да и на фото всё видно. Секрет такого постоянства прост: компания даёт возможность собирать систему постепенно, покупая или меняя компоненты с большими интервалами по времени. При этом нет опасности, что нарушится общий стиль комплекта.
Все модели серии XS управляются с универсального пульта. Он длинный и лёгкий, поэтому пользоваться им удобно.
В комплекте проигрывателя имеется сигнальный кабель со штекерами DIN на обоих концах. На фабрике они проходят «сеанс релаксации» — после распайки помещаются на специальный стенд, где в течение нескольких часов интенсивно встряхиваются. За счёт этого снимаются внутренние напряжения, негативно влияющие на звук. Этими кабелями мы и соединили проигрыватель с усилителем.
С первых же минут узнаётся фирменный почерк Naim, который довольно трудно разложить на формальные составляющие. Всё очень сбалансированно и всё очень в меру. Разрешение высокое, но болезненного пристрастия к мелочам нет. Динамика достаточная для озвучивания не слишком больших помещений с акустикой средней чувствительности. Верхний диапазон чистый, без резкости и излишней контрастности. Бас низкий, но строгий, не попсово-убойный. Похоже, создатели этой техники отмерили всего в строго определённых пропорциях для уютного неутомительного прослушивания музыки. Музыка здесь ключевое слово, поскольку отсутствие даже лёгкой дисгармонии и каких-либо акцентов не даёт повода отвлекаться на особенности звучания, слух как-то сам собой сосредоточивается на мелодии, нюансах исполнения и прочих приятных вещах. Система не воспроизводит музыку, она её играет, передавая малейшие эмоциональные оттенки. Единственный момент, который показался некоторым контрапунктом общему впечатлению — не столь адекватное построение сцены. Она немного расфокусирована даже в центре, а на флангах теряет перспективу, из-за чего пространственная картина получилась заметно упрощённой. Да простят меня идеологи Naim, но при замене межблочника короткими RCA-кабелями результат в этом отношении оказался намного более впечатляющим. Появился нижний бас (хотя немного распущенный), мнимые источники обрели чёткие очертания, возникла заметная перспектива в глубину. При этом исчезла какая-то эфемерная субстанция, благодаря которой звучание становится узнаваемым и ассоциируется именно с Naim, а не какой-нибудь другой маркой. Так что экспериментировать с кабелями в данном случае нужно очень аккуратно, чтобы не нарушить столь тонко выстроенную гармонию.
Товары бренда Naim Audio в нашем каталоге