02.02.2021

Напольные системы Totem Acoustic Element Metal V2. SalonAV, январь 2021.

ЭЛЕМЕНТАРНАЯ МАТЕМАТИКА
Познакомиться с реинкарнацией Element Metal было особенно интересно, поскольку предыдущая версия произвела на меня сильное впечатление. Акустика выдавала совершенно иной по своей природе бас — чрезвычайно низкий, при этом быстрый и безупречно управляемый. А ведь глубина и контроль нечасто сочетаются из-за необходимости жёсткого демпфирования НЧ-драйверов со стороны усилителя.

Чтобы решить эту проблему, небольшая канадская компания Totem Acoustic пошла непроторенным путём, отвергая стереотипы, де-факто принятые в индустрии. Винс Браззис (Vince Bruzzese), основатель бренда и главный разработчик, убеждён, что главной помехой на пути к скорости и высокому разрешению акустических систем в нижнем регистре становятся разделительные фильтры. Они вносят потери энергии, фазовые искажения, ухудшают демпфирование низкочастотных диффузоров и вводят в импеданс реактивную составляющую. Именно последнее обстоятельство становится причиной затягивания фронтов сигнала и иных искажений на выходе усилителя.


По мнению Винса, колонки должны быть предельно простыми и выдавать правильный бас с любыми (ну, почти) усилителями


Короче говоря, от кроссоверов нужно было избавляться, но без активного деления полос. По мнению Винса, колонки должны быть предельно простыми и выдавать правильный бас с любыми (ну, почти) усилителями. Но вот проблема: соорудить такую акустику, используя имеющиеся на рынке динамики, невозможно. Пришлось с нуля создавать собственные, на что потребовалось 10 лет и серьёзные финансовые средства.


Минус четыре герца

На момент выхода первой версии Element Metal технической информации по ней почти не было, а вот описание V2 уже имеется достаточно подробное. Начнём с динамиков.

В 7-дюймовых басовиках Torrent второго поколения применяется сложная магнитная система, составленная из семнадцати неодимовых магнитов длиной 6,25 см. Они имеют заострённую форму для фокусировки магнитного поля в области звуковой катушки, смещение которой может достигать 2,5 см. Сама катушка намотана на жаростойком каркасе из нержавеющей стали проводом квадратного сечения – для повышения плотности магнитного потока. Подвижная система в такой конструкции быстро ускоряется и мгновенно тормозит, что дало производителю основания для сравнения «мотора» своего динамика с двигателем Ferrari.

Для обеспечения жёсткости и во избежание возможных перекосов детали шасси вытачиваются вручную из цельной заготовки авиационного алюминия, а также двух других сплавов с определёнными свойствами. Центрирующая шайба из натурального хлопка уменьшает сопротивление смещению подвижной системы. С этой же целью широкие подвесы из натурального каучука имеют минимально возможную толщину. Диффузоры штампуются из тонкого полипропилена и с обратной стороны покрываются тремя слоями демпфирующих составов, «работающими» на разных частотах. С обратной стороны они усилены уплотнительным кольцом, которое снижает деформацию на больших уровнях громкости. Производитель подчёркивает, что каждая деталь и материал были тщательно выбраны не только из-за их индивидуальных преимуществ, но и по гармоничности взаимодействия друг с другом. Готовый НЧ-драйвера весит 4,5 кг, на сборку каждого экземпляра требуется 10 часов кропотливого труда. Примечательно, что системы V2 способны воспроизводить бас с 26 Гц, а не с 30, как первая версия, при том же объёме корпуса. Три (!) фазоинверторных порта врезаны в нижнюю часть задней стенки.


Примечательно, что системы V2 способны воспроизводить бас с 26 Гц, а не с 30, как первая версия, при том же объёме корпуса


Титановый твитер собственной разработки Винса Браззис позаимствован у первой версии Element Metal. Внешний фланец почти сантиметровой толщины гасит вибрации и отводит тепло от звуковой катушки, благодаря чему удалось получить высокую перегрузочную способность без применения охлаждающей жидкости. Она, по мнению разработчика, снижает звуковое разрешение на высоких частотах. На защитной сетке закреплена тонкая шайба, выравнивающая АЧХ твитера при отклонениях от его акустической оси.

При своих солидных габаритах система Element Metal V2 — двухполосная. Басовый динамик подключается к входным клеммам напрямую, а твитер — через фильтр первого порядка, т.е. на пути сигнала единственный разделительный конденсатор. Эта простота и есть та цель, на достижение которой было положено столько усилий. Тем не менее, набор из четырёх входных терминалов WBT Signature Platinum предусматривает раздельное подключение полос.

Корпус такой же, как у прежней версии — слегка отклонён назад и устанавливается на трёх опорах. Они крепятся к массивной алюминиевой плите в основании и имеют углубления, в которые вставляются демпфирующие шарики из твёрдой резины. У конструкции нет параллельных стенок, благодаря чему радикально ослабляются стоячие волны. Для борьбы с вибрациями используются внутренние стяжки и демпфирующие материалы.

Внешняя отделка чрезвычайно трудозатратна — корпус не покрывается лаком, а оклеивается нескольким слоями зеркальной лавсановой плёнки. На изготовление и доводку одной колонки уходит до недели квалифицированного ручного труда. Цветовых вариантов всего два — белый и чёрный, зато оба с глубоким зеркальным глянцем.


Каждая нота на счету

Мы слушали Element Metal V2 практически в той же системе, что и прежнюю версию этой модели два года назад. С той лишь разницей, что в этот разс решили обойтись без бай-ампинга — посчитали, что при наличии оконечника Naim NAP 500DR с внешним блоком питания 500PS ставить отдельный усилитель на твитеры будет немного слишком. Источником, как и раньше, служил топовый стример ND 555 с питанием PS 555, который принимал HD-файлы с NAS сервера. Винс Браззис рекомендует греть новые колонки не менее 200 часов, и это условие предварительно было выполнено.


Словно это и не колонки вовсе, а какой-то музыкальный инструмент, который не воспроизводит, а отыгрывает отведённые ему партии


Поскольку звучание Element Metal мне было уже знакомо, столь же неожиданно ошеломляющего впечатления V2 не произвели. И это хорошо — удалось, умерив восторги, более внимательно и беспристрастно проанализировать услышанное. Как и в прошлый раз, наибольшее впечатление произвёл нижний регистр. Бас и сопредельная с ним середина брали на себя главную смысловую нагрузку всех треков — так же, как грамотная ритм-секция задаёт тон при живом исполнении. Словно это и не колонки вовсе, а какой-то музыкальный инструмент, который не воспроизводит, а отыгрывает отведённые ему партии со всеми тембральными нюансами. Это очень интересный и редкий эффект, когда уcилитель и акустика реально сливаются в одно целое, рельефно и живо выдавая каждую ноту, и даже тренированный слух не улавливает ни малейших несоответствий с действительностью. Вот, например, Tsuyoshi Yamomoto Trio, на композиции «Speak Low» контрабас присутствует в комнате словно реальный физический объект, со всеми вибрациями деки, субтонами и живым откликом каждой струны. Или B.B.King & Eric Clapton, «Riding with the King», на этом альбоме партия баса прописана идеально, но на многих системах отдельные ноты не всегда считываются, будучи «прикрытыми» мощными гитарными соло.

В нашем случае всё разложено так, будто мы слушаем многоканальный сетап с раздельными дорожками для каждого инструмента. И, конечно, подача ударной установки — она звучат так, будто диффузоры колонок превращаются в барабанные мембраны. Электронные жанры, хоть и не самые мои любимые из всех существующих, слушал с удовольствием — такой драйв и удар по ушам получаешь нечасто. Скажу больше: модель Element Metal была одной из очень немногих, способных натурально воспроизвести хлопки выстрелов в системе домашнего кино — такое испытание чуть раньше нам тоже удалось устроить.


В нашем случае всё разложено так, будто мы слушаем многоканальный сетап с раздельными дорожками для каждого инструмента


В силу того, что самый важный диапазон, от самого низа до стыка с твитером, воспроизводится одним динамиком, на редкость натурально звучит вокал, акустические инструменты, т.е. диапазон, в котором сосредоточен максимум музыкальной информации. Фортепиано на джазовых или классических альбомах — ни малейших тональных артефактов, во всех октавах инструмент реальный и чрезвычайно убедительный. Дуэт Армстронга и Фитцджеральд — абсолютно живые голоса с богатыми тембрами и чёткой артикуляцией. И вроде колонки не такие уж большие, а даже комплекция исполнителей передают более-менее достоверно. Аккомпанирующий состав прорисован в трёх звуковых измерениях, пространственная фокусировка не размыта, образы чёткие и телесные. Это обстоятельство тоже отнесу на счёт отсутствия фильтров (и, как следствие, фазовых сдвигов) в среднечастотной области. Соответственно, и вся картина воспринимается цельной и по динамике, и по спектральному составу, и расположению виртуальных образов.

И здесь, конечно, сказывается и вклад твитеров. У них высокое разрешение и лёгкий, без окрашивающих резонансных пиков, характер. В выстроенной картине контрастно прорисовано всё: струнные обертоны, россыпь тарелок, высокие синтезированные звуки и даже атмосферные составляющие, которые изредка прорезаются на стриминговых трансляциях.

Да, Element Metal V2 колонки не самые доступные, но такое сочетание скорости, точности и глубины баса достижимо лишь в гораздо более дорогих и громоздких традиционных системах. А здесь всё перечисленное реализовано предельно изящно и в компактных габаритах. Совсем простая математика получается…


КОМПОНЕНТЫ
Сетевой проигрыватель Naim Audio ND 555 + PS 555
Предварительный усилитель Naim Audio NAC552 + NAPS 552DR
Усилители мощности Naim Audio NAP 500DR + 500PS
Кабели:
межблочные Tellurium Q Black Diamond DIN, Tellurium Q Digital Streaming Black Diamond
акустические Tellurium Q Ultra Black II 2 х 3 м
силовые Tellurium Q Ultra Silver Power Cable, Tellurium Q Black Power Cable
Totem Acoustic Element Metal V2

Производитель: Totem Acoustic Inc. (Канада)

Конфигурация: 3 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 26 — 22000 Гц || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Частота раздела полос: 5000 Гц || Чувствительность: 91 дБ/Вт/м || Рекомендуемая мощность усилителя: 50 — 300 Вт || Отделка: чёрный или белый лак || Габариты: 1105 х 298 х 378 мм || Масса 1 шт.: 33,3 кг

По материалам SalonAV

Товары бренда Totem Acoustic в нашем каталоге


Возврат к списку