27.12.2018

Сетевой проигрыватель Naim ND5 XS 2. SalonAV, декабрь 2018.

Пару лет назад компания Naim наконец-то громко и эффектно заявила о себе в сетевой аудиотрасли, выпустив целую серию крутых систем класса «все в одном» Uniti. Но у приверженцев пуританских подходов и раздельных компонентов тоже есть повод для радости. Самая совершенная стриминговая платформа пришла и в доступную линейку XS.




КОНЦЕПЦИЯ ЧИСТОЙ ПРОСТОТЫ
Выход этого аппарата нельзя причислить к эпохальным событиям хотя бы в силу того, что у него был прямой предшественник ND5 XS – кстати, весьма продвинутый по линии аудиотракта и в смысле системного апгрейда. Да и вообще до этого дня какого-либо дефицита сетевых компонентов у Naim не наблюдалось – в разделе Separates только за последнее десятилетие компанией была представлена уйма network-устройств разной ценовой категории. Подумаешь, добавился еще один плеер…

Но все не так просто. Стремясь продвигать свои технологии в премиальном и элитном сегментах, Naim всегда старалась распространить их и на более массовую продукцию, чтобы всеми благами стриминга могли воспользоваться и не самые богатые поклонники бренда. В результате рождались удивительные симбиозы дискового и сетевого проигрывателя, стримера и преда и т. д. Та же троица систем Uniti, выполненная в модном дизайне, с абсолютно новым интерфейсом управления – тоже может рассматриваться как попытка популяризировать меломанию через доступ к обширнейшим музыкальным стриминговым базам.




Многие по-прежнему считают, что это недешевое удовольствие. Если исходить из стоимости премиальных подписок на самые качественные HD-сервисы, которые, вдобавок, приходится оформлять полулегальным образом через своих заграничных друзей, то ситуация в самом деле выглядит не слишком оптимистично. Стоимость продвинутой сетевой аудиотехники Naim тоже находится на уровне, который никак «народным» не назовешь. Самая доступная аудиосистема, рассчитанная на воспроизведение через полноценные стереоколонки – это Naim Uniti Atom за 190 тысяч. Смотрим на сетевой ресивер классом выше – Uniti Star или, допустим, Uniti Nova, – а там ценник уже 340 и 400 тысяч рублей. Во сколько же тогда обойдется отдельный хай-файный компонент с самой совершенной сетевой начинкой, но без усилителей и прочих атрибутов, которые не пригодятся тому, кто уже обладает системой Naim? Ответ на этот вопрос и дает ND5 XS 2 – оказывается, не дороже проигрывателя прежнего поколения!


Здесь та же новая платформа NP800, которая обеспечивает расширенную поддержку аудиоформатов, способна работать с данными 32 бит/384 кГц, наделена мультирумными функциями, поддерживает Bluetooth aptX HD и прочие беспроводные интерфейсы


Здесь та же новая платформа NP800, которая обеспечивает расширенную поддержку аудиоформатов, способна работать с данными 32 бит/384 кГц, наделена мультирумными функциями, поддерживает Bluetooth aptX HD и прочие беспроводные интерфейсы. Да и вообще отличается иной внутренней архитектурой: данные от всех «поставщиков» музыкального контента и для всех мультирумных потоков сначала стекаются в центральный процессор, проходят глубокую обработку, а только затем поступают на конвертацию и усиление. Кроме того, создатели ND5 XS2 решили отказаться от части функций его предшественника. С лицевой панели, например, исчез дисплей, в комплекте нет пульта ДУ. При управлении через приложение для смартфона, в котором отображается вся информация об исполнителе, в них уже просто нет насущной необходимости. «Второе переиздание» доступного проигрывателя также лишилось межкомпонентных шин для передачи команд управления и байонетного гнезда для подключения внешнего источника питания, что тоже резонно – когда вопрос экономии средств ставится особенно остро, то вряд ли кто станет прибегать к апгрейду, требующего приобретения еще одного и отнюдь не дешевого компонента.




Зато ND5 XS 2 приобрел кое-что более важное. Я сейчас о сетевой карте разработки Naim, работающей по низковольтной технологии дифференциальной передачи сигнала (LVDS также применяется в новом NDX 2 и флагманском ND 555). Логическая единица в ней отсчитывается не от нулевого потенциала, а от +1,2 В, и она в десять раз меньше стандартных 3,3 В. Такой способ обеспечивает меньшие шумы и наводки, а это как раз то, что важно не только для стриминга, а вообще для воспроизведения с любого источника. Вы разве откажетесь от того, чтобы собранные вами музыкальные файлы и альбомы в каких-либо HiRes-форматах и хранящиеся на винчестерах или NAS, гарантированно зазвучали так, будто они и вовсе не цифровые по своей природе?


Аппарат можно использовать не только как стример и приемник интернет-вещания, но и как продвинутый преобразователь


Кстати, о сути и некоторых технических нюансах ND5 XS весьма обстоятельно рассказал в своем недавнем интервью Стив Селлз, технический директор Naim Audio. Я считаю уместным добавить лишь некоторые детали. В новой модели фильтрация и конвертация цифрового сигнала осуществляется по уже обкатанной технологии Naim – связкой из SHARC-процессора, алгоритмы для которого написаны специалистами компании, и ЦАПами Burr-Brown PCM1791 (уже знакомы по Uniti Star и ряду других проигрывателей Naim). Аппарат можно использовать не только как стример и приемник интернет-вещания, но и как продвинутый преобразователь – у него есть USB-входы (тип A), коаксиальные и оптические (всех – по паре). На другой цифровой компонент сигнал с ND5 XS 2 можно передать по коаксиалу BNC, а на усилители – посредством обычного линейного выхода RCA или c пятиконтактного DIN. Предусмотрена возможность и переключения «земли» с шасси на «плавающую».



Для прослушивания мы воспользовались уже отлаженной системой, описанной в недавнем тесте канадской акустики Totem Tribe Tower. Итак, при прочих равных ND5 XS 2 уступил более продвинутому NDX 2 (между прочим, с внешним источником питания) совсем немного – просто осталось ощущение, будто в звучании чуточку меньше тонального и пространственного порядка. Оно будто искусственно подогрето и укрупнено, хотя в целом воспроизведение такое же образное, глубокое, с телесными виртуальными образами и очень детальными послезвучиями.

А что получится, если мы перейдем на кабели, адекватные по цене проигрывателю? Для пристрелки включаю между ND5 XS 2 и усилителем недорогой RCA InAkustik Referenz NF-102, который часто служит мне образцом нейтральности. Но результат не оправдывает ожиданий – «подогретость» не ушла, а даже усилилась. Получить от компонентов Naim больше естественности на верхах, а в среднем диапазоне – больше откровенности и чистоты, всегда гарантированно удавалось при помощи стандартного «нэймовского» DIN-интерконнекта. Но рядом со стойкой я вижу коробки с кабелями Atlas Ascent нового поколения и возникает непреодолимое желание опробовать именно их.


А еще будто замедляется течение времени при прослушивании – уходит суетность, успеваешь впитать и прочувствовать каждый отголосок. Класс!


Межблочник с отдельно подключаемым заземлением Grune работает очень интересно. Воткнешь его по науке, чтобы точкой соединения с землей служил компонент, принимающий сигнал (в нашем случае усилитель) – получаешь более подробную микродинамику и улучшения в эшелонировании. Однако прояснение деталей и удаленных планов сцены дается ценой некоторой тембральной зажатости и поверхностным характером баса. Непривычная картина: пространство глубокое, а тональная основа, – напротив, плоская и не богатая.




Подключишь в обратном направлении (я использовал для «земли» свободный RCA-терминал коаксиального входа) – саунд становится гармоничнее, щедрее, усиливается динамика, драматизм, масштаб. Бас уже не упрощается, хотя в нем нет той правильной «мускулистости». А еще будто замедляется течение времени при прослушивании – уходит суетность, успеваешь впитать и прочувствовать каждый отголосок. Класс! Не потому ли некоторые аудиофилы считают как раз «неправильное» подключение экрана верным? Кстати, на такой реверс указывает и надпись на термоусадочной трубке одного из терминалов Atlas Ascent Grune…

Можно вообще отключить экранирование, и тогда кабель будет работать как обычный псевдо-симметричный интерконнект, внутри которого проходит и сигнальная, и нейтральная линии. Этот вариант близок ко второму – обостряет динамику и масштаб, выделяет сильные гармонические компоненты, но чуть замыливает текстуру.


В этом аппарате есть все задатки для идеального воспроизведения. И это все легко собирается воедино, если его подключить к усилителю кабелем DIN Naim Super Lumina


Вообще, когда от единственного источника получаешь столько разных и ярко выраженных качеств, это уже о многом говорит. В этом аппарате есть все задатки для идеального воспроизведения. И это все легко собирается воедино, если его подключить к усилителю кабелем DIN Naim Super Lumina. С ним без труда улавливаются любые отличия в качестве проигрываемых файлов, а также разница в способе доставки контента. По внутренней сети или со вставленной флешки все звучит правильно и почти аналогово, а вот с устройств Bluetooth более-менее чистый и упорядоченный звук получается лишь когда передача идет по aptX (жаль, не было возможности проверить aptX HD).




В конечном итоге я остановился на межблочнике Atlas Ascent Grune, подключив его экран именно к проигрывателю и добавив в систему еще одну новинку – акустический кабель Atlas Ascent 3.5 (а заодно – и второй оконечник Naim для бай-ампингового соединения колонок). Но я уже не буду утомлять вас тем, какие комбинации дали наилучший результат и позволили добиться самого структурного баса. Ведь главное здесь то, что все получилось сделать с новым стримером Naim, цена которого не заставит брать кредит на несколько лет.

КОМПОНЕНТЫ
Предварительный усилитель Naim NAC 202 c блоком питания Naim HiCap DR
Усилители мощности Naim NAP 200 DR и 250 DR
Акустические системы Totem Acoustic Trible Tower

Кабели
межблочные Atlas Ascent Grune RCA, Naim Super Lumina DIN
акустические Atlas Ascent 2.0 и Ascent 3.5
силовые Tellurium Q Black Power, Atlas Eos Superior

Поддерживаемые форматы: WAV (до 32 бит/384 кГц), AIFF, FLAC, ALAC (до 24 бит/384 кГц), DSD (до 128 Fs), AAC, WMА, Ogg Vorbis, mp3 (до 16 бит/48 кГц) || Потоковые сервисы: Tidal, Spotify, Chromecast || Беспроводные протоколы: Bluetooth AptX HD, WiFi 802.11 b/g/n/ac, AirPlay || Входы: 2 оптических TOSLink, Coax RCA, BNC, 2 USB Type-A, LAN || Выходы: Coax RCA, линейные RCA, DIN 5-pin || Потребляемая мощность: 19 Вт || Габариты: 432 x 87 x 314 мм || Масса: 10 кг

По материалам SalonAV

Товары бренда Naim Audio в нашем каталоге


Возврат к списку