Давно замечено: если компания Naim берется за какое-то направление, то вскоре индустрия Hi-Fi получает сразу несколько компонентов с такими высокими параметрами, что едва ли не всеми принимаются за эталон. Вот и сетевые проигрыватели из Солсбери, представленные сразу тремя новыми моделями в разных ценовых нишах, похоже, созрели до уровня «золотых стандартов». Средний вариант из этого семейства — перед вами.
ИГРА НА ПОВЫШЕНИЕ
Уж кто, а Naim умеет доводить свои идеи до конца. Начав на заре свей истории с проектирования весьма скромных интегральников, компания развила фирменную идеологию усилителей до абсолюта в предах и оконечниках референсного класса. Также были попытки построить идеальный музыкальный источник на базе компакт-диска, которые уперлись в ограничения самого формата. Но эти усилия не пропали даром– некогда произведенные CD-проигрыватели и транспорты до сих пор на высоком счету у аудиофилов, а опыт в разработке цифровых систем компании пригодился при проектирования музыкальных сетевых систем нового поколения. Инженерная школа Naim прославилась, наконец, и особым подходом к организации питания и межкомпонентной коммутации. Предложенные ей сигнальные интерфейсы и внешние источники питания выглядят очень запутанными, но еще ни один пользователь не пожаловался на то, что такой апгрейд не эффективен.
Стримеры, музыкальные серверы, проигрыватели аудиофайлов и даже преды с LAN/USB компания взялась проектировать более десяти лет назад, когда другие производители подобные технологии даже в расчет не принимали
У Naim, если продолжить экскурс в историю, очень богато и «сетевое» прошлое – различные стримеры, музыкальные серверы, проигрыватели аудиофайлов и даже преды с LAN/USB компания взялась проектировать более десяти лет назад, когда другие производители подобные технологии даже в расчет не принимали. Естественно, за это время был накоплен огромный опыт в работе с сетевой техникой – начиная с элементной базы, микроконтроллеров и протоколов обмена данными и завершая общей концепцией.
К слову, о том, к чему это привело, можно узнать из нашего интервью с представителями Naim. А мы сейчас переключимся на одну из трех новинок – сетевой проигрыватель NDX 2, который по классу и цене занял среднее положение в семействе новых стримеров.
В этой модели по-новому организована индикация и управление – через большой 5-дюймовый TFT-дисплей, унифицированный с Uniti четырехкнопочный интерфейс управления с лицевой панели и «умный» пульт ДУ ZigBee. Новинку от предшественника NDX также отличает другая аппаратно-сетевая платформа NP800 (уже опробованная в серии Uniti). Она обеспечивает расширенную поддержку аудиоформатов, способна работать с данными 32 бит/384 кГц, наделена мультирумными функциями. Но, пожалуй, главное в новой архитектуре – иная организация тракта. Музыкальные данные от всех устройств и мультирумных потоков сначала стекаются в центральный процессор, проходят глубокую обработку, а только затем поступают на конвертацию и усиление. Это позволяет сократить путь сигнала до минимума и поставить все источники контента (NAS-хранилища, флешки, локальные «винчестеры», внешние сетевые музыкальные службы, мобильные девайсы и т. д.) в равные условия. Также платформа, разумеется, открыта и для дальнейшего апгрейда. Сегодня она работает со стриминговыми службами Google Cast, Tidal, Spotify, совместима с интерфейсами Apple AirPlay и Bluetooth aptX HD, готова для работы в среде Roon, а завтра в перечень её функций может добавиться поддержка новых форматов, сервисов и протоколов.
Перейдем к особенностям. Сетевая карта – собственной разработки, работающая по технологии low-voltage differential signalling (LVDS, т.е. низковольтная дифференциальная передача сигнала). Логическая единица в ней отсчитывается не от нулевого потенциала, а от +1,2 В, и она в десять раз меньше стандартных 3,3 В. Этот способ обеспечивает меньшие шумы и наводки и лучше подходит для широкополосной передачи. Вдобавок в NDX 2 применен еще более производительный 40-битовый SHARC-процессор для глубокого и максимально точного обсчета данных, поступающих в разных форматах. Далее сигнал, приведенный в формат I2S, раздельно для правого/левого каналов передается к ЦАПам, в качестве которых выступают преобразователи Burr-Brown PCM1792A. Но и здесь есть нюанс: вместо штатных алгоритмов фильтрации используются фирменные, написанные программистами Naim. А за конвертором следует отдельный дискретный преобразователь ток/напряжение.
Похожую топологию имеет и ND 555 – первый стример в референсной «пятисотой» серии Naim. Но в старшей модели применяются отборные PCM1704U-K с лазерной подгонкой резисторной матрицы R2R, есть уникальное плавающее субшасси и особый виброзащитный корпус. Вдобавок сам проигрыватель уже поставляется с внешним источником питания PS 555 DR. А NDX 2 избавлен от самых дорогостоящих составляющих – у него стандартное алюминиевое шасси и есть встроенная силовая система с тороидальным трансформатором и малошумящими стабилизаторами. Впрочем, ничего не мешает и наш проигрыватель запитать от упомянутого PS 555 DR (он, правда, дороже самого NDX 2).
Музыкальные данные от всех устройств и мультирумных потоков сначала стекаются в центральный процессор, проходят глубокую обработку, а только затем поступают на конвертацию и усиление
Этот источник имелся в нашем распоряжении, но мы сочли, что наиболее правильное мнение о NDX 2 сложится, если слушать его в стандартном варианте. А чтобы результат еще более приблизить к «пользовательскому», было решено включить его в тракт адекватного уровня. Компоненты Naim заоблачного класса, которые видны на фото в стойке, не использовались – мы задействовали только интегральник Naim Supernait 2 с блоком питания HiCap DR, не самые дорогие акустические системы DALI Opticon 8 и стандартные «нэймовские» кабели.
В таком включении новый проигрыватель с первых же треков радует эмоциональностью и приятной яркостью (в хорошем смысле) воспроизведения. Звучание не плоское, все виртуальные образы трехмерные, пространственная отрисовка отменная. И, что вдвойне приятно, эта тембральная полнокровность и выпуклость, почти тождественная материальности, сохраняется на записях самых разных времен и жанров.
Однако есть и специфика. Резковатый характер ВЧ придает звучанию чуть техничный налет – он, к счастью, не похож на цифровой и, по всей видимости, обусловлен особенностями гибридного твитера DALI. В нижнем регистре, напротив, чувствуется некая мягкотелость – вроде есть и скорость, и удар, но бас как будто чуточку расслаблен. Связывать этот характер с проигрывателем не рискнем – скорее всего, в тракте так проявился деликатный почерк усилителя Supernait 2.
Но по сумме получается весьма любопытный результат. Во-первых, прекрасно различается качество файлов и качество ремастеринга. Это говорит о реально высоком разрешении музыкального источника. Во-вторых, очень круто звучат фонограммы, сделанные в 70-х, 60-х, 50-х и даже более ранние. Насколько шумными и «убитыми» ни казались бы вам эти записи, а с NDX 2 они воспроизводятся потрясающе ясно, благозвучно и членораздельно – шум и треск, который присутствует в записи, словно отделен от музыки. Вокал на всех треках просто завораживающий – живой, открытый, не задавленный, но и не преувеличенный в пространстве. А вот некоторые небрежно или жестко записанные роковые записи, сделанные на рубеже 80 — 90, прозвучали пронзительно, жестко или грязно. Чрезвычайное разрешение тракта и педантичность источника им на благо явно не пошло.
Что можно предпринять? Для начала мы попробовали проапгрейдить межблочные и силовые кабели (упомянуты в перечне «Компонентов»). Этим почти удалось устранить отмеченный выше «техничный» налет на высоких частотах и добились чуть более собранного баса. В подаче стало меньше той звуковой информации, которая либо раздражает слух, либо вызывает у слушателя утомляемость. Бурная динамика чуть угомонилась, детальность стала комфортнее.
Еще больше органичности удалось получить подбором акустического кабеля. Atlas Ascent 2.0 в нашей системе стремится скорее выразить нюансы, чем музыкальную основу. «Нэймовский» Super Lumina дает эту основу, заодно как бы подстегивает и динамику, но его почерк тоже резковат для нашей системы. А вот Tellurium Q Ultra Black сработал так, что из звучания полностью пропал вклад, вносимый усилителем и колонками – проявилась ясная структурность в низком регистре, воцарилась нейтральность по всему диапазону, «растворилась» акустика… Стало совершенно неважно, откуда берется музыка – с сервера в локальной сети, с Tidal, с вставленной в лицевую панель флешки или даже со смартфонов, подключенных по «блютузу». Не покидало ощущение, будто NDX 2 вообще транслирует любые проигрываемые записи не через «железо» и динамики, а напрямую в уши, поскольку в такой подаче не терялось ничего – ни важного, ни второстепенного. А это чувство – первый и самый верный признак того, что мы имеем дело с музыкальным источником исключительно высокого класса.
Прекрасно различается качество файлов и качество ремастеринга. Это говорит о реально высоком разрешении музыкального источника
Конечно, еще есть эталонный ND 555 – аппарат, который даже в нашем «приземленном» тракте сумел показать свое превосходство над средней моделью (мы не удержались от блиц-сравнения – сделали это под финал теста). Но своим идеально поставленным реалистичным звучанием он обязан в первую внешнему блоку питания 555 PS DR. И теперь мы точно знаем, что такой же прорыв к буквально ожившей музыке есть в запасе у того, кто решит войти в сеть сначала со «стандартным» NDX 2, а уже затем сделает апгрейд.
КОМПОНЕНТЫ | |
Сервер
|
Naim Uniti Core |
Интегральный усилитель | Naim Supernait 2 с блоком питания Naim HiCap DR |
Стабилизатор/фильтр питания | Thorus Power AVR16 |
|
|
АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ |
|
Напольный акустические системы | DALI Opticon 8 |
|
|
КАБЕЛИ |
|
Межблочный |
Naim Hi-Line DIN, Tellurium Q Black DIN |
Акустические |
Atlas Ascent 2.0, Naim Super Lumina Speaker, Tellurium Q Ultra Black |
Силовой |
Naim Power-Line, Tellurium Q Black Power |
Товары бренда Naim Audio в нашем каталоге