Login
If you have an account with us, please log in.
Запомнить меня
Нет аккаунта?Регистрация
После недавнего теста старшей модели ЦАПа Aqua Acoustic Quality Formula xHD, оставившего после себя хорошие впечатления, я решил взять в работу еще одну модель этого же производителя. Выбор невелик, ведь в каталоге только три ЦАПа и один дисковый транспорт. Из двух оставшихся ЦАПов предпочтение отдал младшей. С топовой модели с ценой под миллион спрос выше, но и хороший результат разумеется, а любой другой итог вызвал бы лишь недоумение. Тогда как самая младшая модель у производителя — втрое дешевле, и какой она окажется? В качестве вводной информации отмечу, что версия этого ЦАПа с индексом S3 появилась совсем недавно, заменив собой версию S2. Внешне ЦАП не изменился, однако он стал поддерживать разрешение 24 бит/192 кГц и DSD, что потребовало масштабные внутренние изменения — из конструкции исчезли ранее используемые чипы BurrBrown PCM1704, их место заняла резистивная R2R матрица; претерпели изменения плата с FPGA-матрицей, частично плата USB и I2S входов.
Aqua Acoustic Quality La Voce S3 в первой версии тестовой системы
Тем не менее владельцам S2 доступен апгрейд до S3 — благодаря наборно-модульной конструкции всех моделей производителя старый аппарат не нужно менять целиком. Апгрейд не бесплатен, но это лучше, чем полная безальтернативная замена. Итого: в своем нынешнем виде ЦАП La Voce S3 построен на мультибитной R2R-матрице собственной разработки. Также в конструкции использована программируемая FPGA-матрица, а режим работы не предусматривает цифровых фильтров или оверсемплинга. Кроме того, производитель заявляет полностью дискретную схему без использования операционных усилителей, а это совсем непростая конструкция. В сравнении со старшей моделью все несколько проще, но не до уровня пустого корпуса с парой небольших платок — такого здесь нет. Собран аппарат на шести раздельных платах (не считая мелких деталей), в блоке питания есть пара тороидальных трансформаторов, отдельно для цифровой и аналоговой частей, платы собственной разработки. Запредельно дорогих аудиофильских комплектующих нет, но их не было и в старшей модели. Пожалуй, это можно считать некой противоположностью производителям, увлеченным серебряными трансформаторами и конденсаторами по цене бюджетного ЦАПа за каждый.
Передняя панель и органы управления у Aqua Acoustic Quality La Voce S3 очень просты
Входов у аппарата более чем достаточно: есть и родной I2S для связки со своим транспортом La Diva, и USB, без которого сложно представить современный ЦАП, и S/PDIF (кстати, на BNC разъеме, что лучше обычного RCA, но может потребовать переходника или соответствующего цифрового кабеля), а вход под номером два может быть укомплектован по выбору — AES/EBU или S/PDIF, или ST Fiber, или оптическим TOSLINK. Лаконичность Внешнее исполнение аккуратное и лаконичное — передние панели всех моделей Aqua имеют одинаковую форму и схожую стилистику (цвет может быть серебристым или черным), а корпуса если и различаются, то исключительно по глубине. Сделано все так, что придираться желания не возникает, а кое-что обязательно нужно и похвалить. Управление предельно лаконичное — выключатель, селектор входов, тумблер инверсии фазы. И, о чудо! У аппарата нет никакой индикации, кроме одного совсем не яркого и нераздражающего зеленого светодиода. Как же это здорово! Пульта дистанционного управления тоже нет. В теории его можно здесь вообразить, но на деле без него прекрасно обходишься. Так что в целом описание внешности и функционала La Voce оказывается коротким. Зато это все ничуть не портит общее впечатление. Лаконичность мне нравится больше, чем куча кнопок, светодиодов, экрана и мудреного пульта.
Aqua Acoustic Quality La Voce S3 в системе
Пожалуй, единственное, что несколько расстроило при изучении технических характеристик — аналоговые выходы на XLR-разъемах, по сути, являются выходами несимметричными, тогда как у старшей модели балансный выход был именно балансным, симметричным, с использованием выходных трансформаторов. Кстати, утверждение про отсутствие ОУ в цепях справедливо для небалансных выходов, а у балансных несимметричных в схеме пара микросхем присутствует. Хотя при этом сделан «выход на XLR» на отдельной, самостоятельной плате. В обзорах и обсуждениях я встречал мнения, что этот аппарат лучше звучит при небалансном подключении. Да, это может быть так в теории, ну а на практике — нужно проверять. Основное подключение в рамках теста будет балансным, вот и посмотрим, замечу ли недостатки или хотя бы особенности.
Выключатель и селектор входов
В процессе теста все оказалось не так просто, как хотелось бы. Идеальной для теста была бы также система, где я слушал флагман, но такой возможности уже не было. С La Voce S3 пришлось знакомиться в новых условиях. Впрочем, своя логика в этой системе тоже была — ее составляющие подобрали именно под младшую модель ЦАПа. К тому же прямое сравнение в нашем случае точно не первостепенная задача, все-таки речь идет о совершенно разных моделях одного производителя. Как в такой ситуации уменьшить количество неизвестных и получить желаемую точность впечатлений и оценок? Для этого я взял ровно те же записи на разных носителях, как и для теста Aqua Acoustic Quality Formula xHD, и помимо этого в процессе теста использовал несколько источников и две пары акустики, чтобы независимо от исследуемого ЦАПа понять и разложить на составляющие характер самой системы. При таком подходе уже можно делать выводы.
Единственный светодиод и переключатель фазы
Тест проходил в салоне InSound, в качестве партнеров для Aqua Acoustic Quality La Voce S3 участвовали предусилитель Audiant DP32 USB DAC Preamplifier (как несложно догадаться, оснащенный собственным ЦАПом) и усилитель мощности Audiant 100p производства компании Perreaux. Акустика: на первом этапе теста использовались Davis Acoustics Courbet n°5, на втором — Dynaudio Contour S 1.4 LE. Звук Первый альбом в тесте — Milt Jackson Sextet «Invitation». Звук весьма объемный, немного форсированный, как то иногда бывает у компактной акустики с небольшими длинноходными басовиками, и достаточно плотный, насыщенный. Верха и середины много, но я бы не сказал, что это подается как резкость или утомительная навязчивость. Просто много и все, без негативного подтекста. По характеру звук эффектный и экспрессивный, с упором на эмоциональную подачу, но в то же время в нем нет заметного упрощения или акцентирования на основных тонах. Хотя где-то подспудно иногда казалось, что тонкие послезвучия как бы с трудом пробиваются через общую массу ритма. На этом этапе мне показалось, что именно по детальности и микродинамике потенциал в целом раскрыт не полностью. Сравнение с альтернативным источником показало, что у ЦАПа есть некоторая теплота в звуке, чуть-чуть приподнятая мелодичность, красивая воздушность сцены и более изящная прорисовка образов и планов. Динамика же как таковая и там и там показалась мне вполне хорошей — по этой составляющей вопросов и разночтений на примере данной записи не нашлось.
Задняя панель Aqua Acoustic Quality La Voce S3
Следующий альбом — Colin Vallon Trio «Rruga». К объему никаких вопросов, с ним все в порядке. Сцена проработана неплохо: она больше ожидаемой и вполне точная, насколько это возможно, учитывая характер системы. Баса, особенно верхнего, много, но вот стройности и точности ему не хватает — тут точно есть смещение в пользу количества, а не качества. Ни явной теплоты, ни подчеркнутой холодности в звуке нет, а в целом он ближе к светлому, чем к темному. При смене источника на примере этого альбома звук сохранил многие уже услышанные черты, но стал формальнее, проще, чуть скучнее. Ни по детальности, ни по динамике прибавки я не заметил, только упрощение. Впрочем, это было предсказуемо. Кстати, уже на этом этапе тестирования я отметил, что у ЦАПов Aqua Acoustic Quality совершенно четко прослеживаются некоторые схожие черты, некий собственный звуковой почерк. Пожалуй, это достаточно заметное «желание» вытягивать из записей микродинамику, внимание к послезвучиям, светлый почерк, отсутствие жестко декларируемой окраски или однобокой эмоциональности.
Внутреннее устройство переработанной версии La Voce S3
Еще одна запись — Паркер и Дэвис, «The Best of the Dial Years». Не могу сказать, что звук получился выхолощенным или откровенно упрощенным. Неидеальный — да, даже со всеми поправками на старую несовершенную запись. Хотя тут надо сделать отступление: конечно же, эту разницу, в хорошем или не очень смысле, гораздо больше показывает акустика. Впрочем, остальные составляющие — сочетание с усилением и источник — тоже важны. Но наибольшая ответственность — на акустике. Источник скорее показал бы не явную разницу между старым и современным, а схожую по свойствам подачу от записи к записи. И общий результат на разных записях колебался бы созвучно с этой подачей.
Платы с FPGA чипом, USB и I2S входами
R2R матрица, собранная в соответствии с модульной концепцией на отдельной плате
Дальше поставил запись Dimmu Borgir «Puritanical Euphoric Misanthropia». Неплохо по детальности, но слишком уж помпезно и пафосно, да так, что немного смешно. И ударные на общем фоне получились как будто раза в два масштабнее, чем им следовало бы быть. Детально и динамично — да, и сцена без кашеобразных образов. Но в целом хотелось бы несколько другого звучания, а главное — более показательных условий для источника, чтобы понять предел его способностей. Также, послушав кое-что из запланированных записей классической музыки, я решил, что для полноты картины пришло время задействовать другую пару акустики, и дальнейшее прослушивание (а потом и частичное повторение уже прослушанного), сформировавшее впечатления после теста, проходило на Dynaudio Contour S 1.4 LE. Кстати, хотя усилители я и не собирался описывать в подробностях, надо отдать должное этой парочке Perreaux — хорошо справились с достаточно капризной акустикой, а главное, по деталям и тонким послезвучиям (даже на примерах с классической музыкой) вопросов уже не возникало.
Отдельная плата несимметричного XLR выхода
Если обобщить повторное прослушивание, то получается следующее: детальность выше, тихие звуки и нюансы слышны так, как им и полагается. Звук не форсированный, а просто быстрый тогда, когда ему положено таким быть, без излишнего упора на басовую составляющую. Да и по всему диапазону звук неплохо сбалансирован. Может быть, самая крошечная доля теплоты и бархатистости где-то и встречается, но не более. Характер остался светлым, не очень агрессивным, но детальным и динамичным. Громко — когда громко, тихо — когда тихо. Сборник записей Паркера и Дэвиса, со всем винтажным флером, получилось послушать совершенно нормально, разделяя свойства записи и музыку с полагающимися ей эмоциями и мелодичностью. На альбоме Colin Vallon Trio вполне отчетливо прослеживалась характерная ECM-овская атмосфера и качество записи. Из звучания альбома Dimmu Borgir ушла некая мультяшность и комичность, и остался только тот пафос, которому там и положено быть.
Один из альтернативных источников, плеер Fiio X5 II. Звезд с неба не хватает, но предсказуем, тем и хорош
Даже с Первой симфонией Шнитке тракт в переработанном виде справился сносно. Только местами звуку не хватало остроты и совершенного драматизма, а сцена казалась чуть камерной, но с правильными пропорциями. Динамика хороша, детальность на месте, ну разве что есть немного бархатной мягкости (там, где ее не предполагалось). Но на сложных фрагментах каша отсутствует, партии слышны отчетливо и в то же время взаимопроникновенно — музыка осталась музыкой, пусть и сложной. К воспроизведению вокальных партий Cecilia Bartoli значимых замечаний нет, разве что опять чуть сглажен был драматизм быстрых переходов, как, впрочем, и острота некоторых инструментальных партий. С хайрезными файлами тоже все вполне наглядно: почерк тот же, выше разрешение и лучше проработка пространства звука. То есть все так, как и предполагалось, и никаких существенных отличий в работе с разными форматами не заметно, заметна только разница в самих исходниках.
Вторая версия тестовой системы
Перед тестированием любого аппарата я специально ничего про него не читаю, и только после теста, когда он не только сделан, но уже и написан, иногда смотрю отзывы и оценки. Так вот, приписываемых псевдобалансному выходу при балансной коммутации недостатков я практически не услышал. Более синтетический или форсированный звук? Ну разве что только чуть-чуть форсированный, но как показала первая часть теста, куда больше здесь будет зависеть от системы и особенно акустики. Синтетика? Пожалуй, нет — только легчайший собственный почерк, но он мне после знакомства с двумя аппаратами кажется фирменной чертой Aqua, а не зависимостью от типа выхода. Так что однозначного ответа, что лучше, у меня нет — лучше будет пробовать и тот и другой вариант в своей системе, в конкретных условиях. А если тракт сам по себе небалансный, то и необходимости в таких экспериментах не будет. Выводы В некотором смысле модель La Voce S3 мне понравилась даже больше, чем самая старшая Formula xHD. Нет, конечно, тут функционал и звук попроще, но вот вопрос соотношений... Требования к ЦАПу за миллион куда выше, и ему сложно простить даже незначительные недостатки. А тут младшая модель, самая младшая у производителя, а результат — лучше ожидаемого. Да, все в подаче чуть-чуть проще, но даже с этой поправкой я легко могу представить La Voce S3 в составе системы более высокого уровня чем та, в которой проходило тестирование. А сам аппарат — уверенно отнести к разряду универсальных, как по сочетанию с разными источниками, так и в смысле жанровых предпочтений, которых по большому счету в явном виде найти не удалось. Некоторая легкая приподнятая радостность (совсем чуть-чуть) звучания куда лучше сухого или уныло-механистичного звука, или же звука нарочито теплого и окрашенного. И еще мне понравилось, что теперь уже можно отнести не только на счет старшей модели, но что и подтверждено примером младшей — аппараты совершенно полноценно и полновесно рассчитаны на работу с компьютерами и прочими современными подающими устройствами. А ведь пока еще далеко не редки примеры, когда в приличном по сути ЦАПе USB вход и все что с ним связано сделано на паршивенькой плате (часто готовой покупной, даже не сделанной по своим спецификациям) по остаточному принципу. Здесь же все не так, и это очень хорошо. Цена: 300 000 руб. Апгрейд S2/S3: 107 000 руб. Музыкальный материал А.Шнитке — Симфония №1— Геннадий Рождественский, Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР / Грамзапись SUSD 10-00062 / Stereo Bach — Brandenburg Concertos 1-6 — Harnoncourt & The Vienna Concentus Musicus / HDTT1030 /DSD128 Stereo Cecilia Bartoli — Maria / Decca 475 9077 / Stereo Charlie Parker featuring Miles Davis — The Best of the Dial Years / Nippon Crown CRCL-8848 / Mono Colin Vallon Trio — Rruga / ECM Records 2185 B0015433-02 / Stereo Dimmu Borgir — Puritanical Euphoric Misanthropia / Nuclear Blast 27361 65272 / Stereo Milt Jackson Sextet — Invitation / Mobile Fidelity UDSACD 2031 / Stereo Oscar Peterson Trio — West Side Story / HDTT4725 / DSD128 Stereo Паспортные данные Тип цифро-аналогового преобразования: лестничная R2R-матрица и FPGA (Field Programmable Gate Arrays) без применения цифровых фильтров Поддержка нативного битрейта: AQlink (шина I2S LVCMOS) и USB PC Audio: 44,1 — 384 кГц / 24 бит PCM, и DSD64, DSD128, поддержка DoP DSD на всех входах Архитектура ЦАПа: мультибитная R2R (апгрейдируемая) Оверсемплинг: не применяется Цифровые входы: - RJ45 AQlink (I2S) - PCM 24 бит / 384 кГц - DSD64, DSD128 / DoP - BNC (S/PDIF) 75 Ом - PCM 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP - AES/EBU 110 Ом - PCM 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP - USB - PCM 24 бит / 384 кГц - DSD64, DSD128 / DoP Опциональный вход: - AES/EBU 110 Ом - 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP - RCA (S/PDIF) 75 Ом - 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP - AT&T (ST Fiber) - 24 бит / 192 кГц - DSD64 / DoP - Оптический TOSLINK - 24 бит / 96 кГц / DoP Аналоговые выходы: 2 х RCA 2,5 В 2 XLR (асимметричные): 5,5 В Выходной импеданс: 100 Ом RCA / 200 Ом XLR Частотный диапазон: 20 Гц — 22 кГц ± 0,5 дБ Коэффициент нелинейных искажений: <0,01% 1 кГц -20 дБ Размеры, (ШxГxВ): 450 x 310 x 100 мм Вес: 9 кг Отделка передней панели: серебристая или черная
По материалам Stereo & Video
Товары бренда AQUA в нашем каталоге
Возврат к списку
Top